среда

Полдень начинается вчера

Просто рекомендую почитать.

Полдень начинается вчера Показ второго фильма Федора Бондарчука "Обитаемый остров. Схватка" стал хорошим поводом для того, чтобы поговорить о прервавшейся связи времен.
Я в последнее время пишу в этой колонке не про свои любимые книжки, а почти исключительно про кино, что знающих людей изрядно веселит трудно найти более некомпетентного в этой области человека. Но делаю я это отнюдь не из желания переквалифицироваться в управдомы, тьфу, кинокритики, а исключительно потому, что мне создают благоприятные условия.
Дело в том, что волею судеб в последнее время главными культурными событиями недели становились премьеры громких отечественных киноблокбастеров. И все они, во-первых, экранизации, а во-вторых, экранизации классических, если не сказать культовых, книг. Пару недель назад нам показали "Тараса Бульбу", на этой же неделе журналистам показали вторую часть "Обитаемого острова", и теперь, наконец, можно составить цельное представление о фильме.
Поэтому от меня не требуется, слава богу, писать рецензию на фильм (это сделают на следующей неделе специально обученные люди) и можно вволю трепаться, не опасаясь раскрыть непосвященному зрителю перипетии сюжета, это ведь только в пресс-релизах издевательски интригуют: "В продолжении истории Максима Каммерера мы узнаем, удастся ли ему изменить враждебный мир планеты Саракш во имя дружбы, любви и справедливости".
Я не буду рассуждать о том, хорош ли "Обитаемый остров" с точки зрения кино, тем более что там и рассуждать практически не о чем.
Все наши немногочисленные постсоветские масштабные постановки "со спецэффектами" вызывают в памяти один и тот же образ. Образ школьницы, впервые допущенной к косметике и на радостях размазавшей по лицу килограмма полтора в такую красоту, что остается только то ли рыдать, то ли смеяться. Поэтому продолжим ждать, когда наконец в гордой юной девице по имени "российское кино" проснется чувство меры, а в ожидании поговорим о соответствии фильмов литературному источнику.
И здесь хотелось бы сразу сказать главное. И Бортко, и Бондарчук снимали не творческое переосмысление книги, вроде "Сталкера" Тарковского, а аккуратно следовали первоисточнику, делая, по сути, "кинокопию" культового текста. Но так как кино иной жанр, то определенные изменения все-таки приходилось вносить. Бортко, как я уже писал, несмотря на все недостатки его фильма, своими изменениями не только не натащил отсебятины, но в глобальном плане даже углубил магистральную линию, проложенную Гоголем.
Бондарчук же, увы, сотворил обратное.
Практически не меняя текст братьев Стругацких, он, на мой личный взгляд, вывернул смысл повести наизнанку. Ага, устроил полный массаракш.
Помните, после премьеры первого фильма поклонники Стругацких слюной брызгали из-за того, что Максим Каммерер в книге пусть и наивен, но не инфантильный же детина, улыбающийся так часто и настолько не к месту, что подсознательно все время ждешь, когда же он пустит слюну, как положено нормальному слабоумному. Так вот спешу вас обрадовать, это была вовсе не недоработка режиссера. Это вполне сознательный ход.
В фильме Бондарчука Каммерер вовсе не пусть наивный и не подготовленный к столкновению с тоталитаризмом, но умный и добрый житель мира Полдня. Нет, больше всего он напоминает Шуру Балаганова в исполнении Леонида Куравлева улыбчивый, доброжелательный, очень обаятельный и непроходимо тупой.
Но при этом с гипертрофированной жаждой справедливости "По-честному, Бендер!".
Он прямо-таки рвется навести справедливость, но при этом не способен просчитать последствия хотя бы на полшага вперед.
И дурачком он выглядит вовсе не из-за отсутствия актерских способностей у исполнителя главной роли Василия Степанова. Повторюсь этот образ явно лепился сознательно. Все эпизоды, демонстрирующие незаурядность Максима, в фильме либо купировали, либо проговаривали скороговоркой, на глупостях же, им совершаемых, напротив, всегда ставится ударение. Иногда кое-что и добавлялось от себя для ясности. Так, в знаменитом диалоге Мак-Сима и прокурора герой Бондарчука, предлагая своему собеседнику совершить государственный переворот, вместо "Ваша политическая программа мне в общих чертах известна. Не возражаю", интересуется: Какова ваша политическая программа? Справедливость! Согласен.
Угу. " Ваше политическое кредо? Всегда!"
Максим здесь тупое орудие, сила, страстно желающая сделать все "по-честному", но не способная на самостоятельные действия, вот им и манипулируют все кому не лень, от ротмистра Чачу до Генерального Прокурора. Не случайно едва ли не единственной сценой, когда "нечаянному прогрессору" веришь безоговорочно, оказывается эпизод, когда он бессильно кричит Гаю: "Ничего я больше не хочу. И нечего на меня орать, сами виноваты, проспали свой мир, массаракш, оскотинили, как последнее зверье! Что теперь с вами делать? Что мне теперь делать с вами? Что? Не знаешь? Что? Ну говори!"
В итоге реплика Странника: "Я боюсь его, Фанк. Это очень, очень, очень опасный человек", обретает единственно возможный смысл это, мол, обезьяна с гранатой, которая прыгает туда-сюда, и где она ее взорвет неизвестно.
Граната и взрывается когда этот деятельный дурак в первый и единственный раз решается действовать самостоятельно.
И вместо того чтобы, как его напутствовал Прокурор, использовать излучение башен для успешного и бескровного переворота, просто взрывает центр управления. Тем самым, как выясняется, обрекая планету на реки крови. И финальный разговор Странника, оказавшегося резидентом Земли, с главным героем вместо беседы на повышенных тонах в фильме оборачивается кровавой дракой. Странник, он же прогрессор Р�удольф Сикорски, не отечески журит заигравшегося дилетанта нет, он с остервенением избивает его, бьет наотмашь, калеча. И не может остановиться, не в силах сдержать злобу, потому что из-за этого блаженненького идеалиста погибнут тысячи.
Фильм-то по большому счету оказывается про то, как столкнулись две правды. Правда Максима: "Делай то, что тебе велят твои убеждения, не взирая на последствия", и правда Странника: "Превыше всего благо людей, и любые перемены, даже самые назревшие, должны быть медленными и подготовленными, чтобы люди пострадали как можно меньше".
Революция против эволюции, и вопрос на чьей стороне создатели фильма по большому счету можно и не задавать.
Я, честно говоря, недоумеваю зачем Федор Бондарчук на последовавшей за показом пресс-конференции играл в фрондерство и произносил свои нашумевшие речи про страну, которая per aspera ad anus. Фильм-то получился охранительным до мозга костей, лозунг "Все перемены бывают только к худшему" на нем написан аршинными буквами, и тоталитарные власти за него Федор Сергеевичу не атата должны сделать, а Государственную премию выдать.
Вы скажете ну а ты-то чего возмущаешься? Охранительная идеология имеет как минимум столько же прав на существование, сколь и революционная, почему ее и исповедуют множество не самых глупых людей. И режиссер имеет святое право на собственную трактовку произведения. Более того подобное толкование книги Стругацких очень даже возможно. Почему бы, действительно, и не прочитать "Обитаемый остров" как книгу о юном наивном безмозглом идеалисте, который решил бороться за справедливость и наломал при этом столько дров, что вполне заработал себе на лесоповал?
И я не буду спорить да, вы правы. Такое произведение вполне имеет право на жизнь.
Вот только это будут не Стругацкие.
И вот почему.
Знаете, в чем разница между советским и постсоветским временем в нашей стране? Она в том, что в советские времена магистральное ощущение было, как в песне Николая Гнатюка: "Завтра будет лучше, чем вчера". А в постсоветские "Что будет завтра, не знает никто, поэтому давайте жить сегодня и беречь это сегодня".
Так вот, "Обитаемый остров" писался в те времена, когда люди были убеждены, что завтра будет лучше. И смысл в нем заложен именно этот. Он пропитан этим ощущением, невоспроизводимым сегодня. Если ты будешь изображать радость, когда на душе тоска, получится либо фальшак, либо трэшак. Поэтому "Обитаемый остров" мог получиться только таким, каким он получился.
Почему в книге Странник, поорав на Каммерера, тут же начинает бурчать, аки дедушка какой, выговаривающий загулявшемуся во дворе внучку: "На Земле мать по нему с ума сходит... Девицы какие-то звонят непрерывно... Отец работу забросил...", да и в целом выглядит не очень расстроенным случившимся?
Потому что и Каммерер, и Сикорски на Сарракше не сами по себе. За каждым из них стоит Мир Полдня.
Победившее светлое будущее.
И стоит лишь свиснуть прискачет на помощь Красная армия. Как там в тексте? "Нам нужны врачи... Двенадцать тысяч врачей. Нам нужны белковые синтезаторы. Нам необходимо дезактивировать сто миллионов гектаров зараженной почвы для начала. Нам нужно остановить вырождение биосферы..."
В фильме Бондарчука этих реплик, естественно, нет.
Потому что Полдень отменили.
АВТОР - Вадим Нестеров
Источник

Диафрагма, ГРИП и ещё про исо

Хорошая статья, всё понятно и доступно.

Диафрагма, ГРИП и ещё про исо От выбора диафрагмы очень сильно зависят результаты съемки и качество проработки объектов на фотографиях.
Диафрагма ограничивает в объективе диаметр отверстия, через которое свет проходит внутрь и попадает на матрицу. Ряд чисел, показывающих, насколько широко открыта диафрагма, жестко стандартизован. Задать нужную диафрагму можно либо с помощью специального кольца на оправе объектива (если таковое имеется), либо через меню цифровой камеры (например, при съемке в режиме приоритета диафрагмы Av). Диафрагма и длительность выдержки основные показатели, определяющие, насколько качественно будет экспонирован кадр.
Выдержка у нас влияла на изображение движения в кадре и динамическое размытие фона и объектов. Диафрагма же у нас будет влиять на статичное размытие объектов в кадре за счёт управления зоной резкости.
Ряд диафрагменных чисел рассчитан так, чтобы при переходе от одного значения диафрагмы к другому площадь светового отверстия объектива изменялась в два раза это, в свою очередь, вызывает двукратное изменение проходящего потока света, то есть изменение экспозиции на одну ступень. Например, при диафрагме f/8 объектив пропустит в два раза меньше света, чем при f/5.6. Диафрагма напрямую влияет на глубину резкости кадра. Ее правильный подбор важен и при динамичной съемке: от величины диафрагмы зависит выдержка, а от нее то, насколько застывшим или, наоборот, стремительным будет казаться движение в кадре, но об этом уже я рассказывала ранее.
Ряд диафрагменных чисел
Диафрагмы от f/1 до f/4 обычно используютсяс короткими выдержками при съемке в условияхнехватки освещения
Диафрагмы от f/5.6 до f/11 чаще всего выбираются при крупноплановойи портретной съемке, а также при съемке дикой природы, чтобы ограничить глубинурезко изображаемого пространства
Минимальные значения диафрагмы (от f/16 до f/64)обычно выбираются с целью получениямаксимальной глубины резкости кадра
В бюджетных кам�ерах диапазон диафрагм обычно узок всего два-три значения для типовых средних условий съемки. Причем чисто технически в компактных цифровых камерах нереально использовать значения диафрагмы менее f/11.
Светосильные объективы
Стоит ли обзаводиться светосильным объективом и каковы могут быть альтернативы этой покупке? Давайте посмотрим
Объективы, максимальная диафрагма которых находится в диапазоне от f/1 до f/4, называют светосильными. Такого рода объективы выпускаются для самого широкого диапазона фокусных расстояний. Светосильный объектив незаменим, когда нужно снимать с предельно короткой выдержкой или для нормальной съемки просто недостаточно освещения. Эти объективы демонстрируют превосходные оптические характеристики, но, как правило, имеют более крупные габариты по сравнению с обычными и существенно более высокую цену. Поэтому основными пользователями подобной оптики пока остаются профессиональные фотографы (или говнофотографы с кучей средств). Ну а тем, кто хочет снимать с короткими выдержками, но при этом не тратиться на дорогую оптику, остается только повышать светочувствительность матрицы. Например, с одной и той же выдержкой можно работать как при f/2.8 на 100 ISO, так и при f/5.6 на 400 ISO, платить за такой трюк приходится возрастанием шумов на изображении, хотя до определенного порога светочувствительности это не особенно заметно. А чтобы сужать зону резкости, придётся пользоваться другими приёмами (читать об этом ниже).
Стандартные дискретники чаще всего обладают высокой светосилой их максимальная диафрагма составляет f/1.4 или f/2.8. Эти модели легки, обеспечивают потрясающе качественные снимки и отлично подходят для съемки при неярком свете. Благодаря широкой диафрагме задний план фотографий может живописно размываться.
Светосильных зумов не так много обычно их конструкция предусматривает крепление к штативу. Большая часть этих зумов умеренные телевики, идеально подходящие для портретной и пейзажной съемки, а также для съемки не слишком осторожных зверей и птиц.
Све�тосильные телевики лучший выбор спортивных фотографов и натуралистов. Именно они обеспечивают комбинацию дальнобойности, коротких выдержек и максимального качества. Широко раскрытая диафрагма в сочетании с большим фокусным расстоянием обеспечивают минимальную глубину резкости, благодаря чему объект съемки эффектно изолируется от фона.
Управляем глубиной резкости кадра
Умение работать с глубиной резко изображаемого пространства даст вам возможность получить как идеально резкий пейзаж, так и очаровательный портрет на живописно размытом фоне.
Глубиной резкости, или глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП), называют расстояние между ближней и дальней границами зоны, в пределах которой все объекты находятся в фокусе. ГРИП понятие не строго математическое, поскольку плоскость фокусировки всегда одна. Любая точка любой другой плоскости пространства будет отображаться пятном нерезкости. Чем больше диаметр такого пятна, тем сильнее размыт объект. Считается, что если пятно нерезкости меньше 0.1 мм, то при рассматривании изображения с расстояния 25 см человеческий глаз воспринимает его как резкое.
Как получить минимальную глубину резкости
Выбирайте диафрагму пошире f/2.8, f/4 либо максимально близкую к этим значениям
Обзаведитесь светосильным объективом
Увеличьте фокусное расстояние объектива
Установите телеконвертер
Сократите расстояние от камеры до объекта съемки
Как получить максимальную глубину резкости
Сожмите диафрагму, в идеале до минимально возможного значения
Старайтесь выбрать объектив с небольшим фокусным расстоянием
Отойдите от объекта съемки подальше
Фокусируйтесь на гиперфокальном расстоянии
Перейдите на специальный шифт-объектив (объектив с возможностью сдвига оптической оси; передний блок такого объектива можно перемещать вверх и вниз)
Сделать пинхол (безлинзовую хрень с малюсенькой дырочкой. не очень полезная для цифрового фотоаппарата штука, но при этом всё будет резким, а ГРИП стремится к бесконечности)
Точка фокуса
Глубина резкости влияет не только на выбор диафрагмы, но и на выбор точки фокусировки, Как ни странно, глубина резкости сказывается не только на пространстве позади точки фокуса, но и перед ней. Наводя резкость на ближайший объект сцены, мы зачастую попусту теряем ценную глубину резкости перед самим объектом, так что лучше выбирать точку фокуса на трети расстояния между передним и задним планами. В теории это выглядит несложно, но на практике, не сделав нескольких вариантов, определить ее положение бывает сложновато, здесь нужно очень тщательно поэкспериментировать с наведением фокуса.
Значение диафрагмы и светочувствительность
Возможно никто не задумывался, зачем фотоаппаратам с большой матрицей (полнокадровой, а то и больше) такой огромный диапазон ISO. Ведь при увеличении светочувствительности качество фотографии падает, да и даже в темноте лучше поставить камеру на штатив и увеличить выдержку, получив достаточно приемлемый кадр. Я говорю о фотоаппаратах с крупными матрицами, потому что чем больше матрица, тем лучше она ловит свет и таким образом обладает лучшими параметрами светочувствительности, поэтому расширение ISO до значений 6400 - это что-то такое вроде как ненужное. Обычному фотографу хватает и 1000, а большие значения он, возможно, никогда и не будет использовать (ну опять же в темноте с большой выдержкой... хотя разные чуваки есть). Нафиг нам портить разноцветными зёрнами клёвые кадры.
Кстати ГРИП зависит и от этого. Чем больше матрица, тем меньше у нас получится её сделать. /тут просто логичная цепочка: больше матрица -> ставим меньше светочувствительность -> открываем больше дырку/
Ответ гораздо проще, чем я тут накрутила. Если вам необходимо поработать с глубиной резкости, добившись определенного числа диафрагмы, а вы уже дошли до края шкалы доступных диафрагм (но не предельных значений, а то у нас будут искажения, не зря ж на объективах ставят определённое максимальное значение), просто изменяем значение ISO, чтобы сдвинуть шкалу в нужную сторону. Ведь если� мы увеличим при этом выдержку, то, например, не сможем уловить быстро движущиеся объекты.
То есть это всё сделано для творческих замыслов.
Источник

Популярные сообщения