В нашем сознании прочно укоренилась мысль, что американское кино - это коммерческий продукт с тремя стандартными сюжетами, отличия в которых состоят в количестве компьютерной графики, цифрой перед шестью (а то и больше) нулями в бюджете и (иногда) лицами главных героев. Все умные, психологические и нестандартные фильмы мы автоматически относим к европейскому кино. И так бы и продолжалось, если бы пять лет назад в столицу не пришел фестиваль АмФест.АмФест - фестиваль американского авторского кино - прошел в этом году уже в пятый раз. Он с завидной регулярностью знакомит зрителей с самыми яркими новинками заокеанской киноиндустрии, некоторые из которых потом даже выходят в более широкий прокат.Многие фильмы пятого АмФеста так или иначе были связаны с персонами, известными большинству людей, кто хоть как-то интересуется современной культурой.Раз уж мы говорим о фильмах, то начнем с режиссеров.На фестивале был представлен фильм "Социальная сеть" - новая работа Дэвида Финчера, автора культового "Бойцовского клуба" и не менее знаменитых фильмов "Семь", "Игра" и недавней "Загадочной истории Бенджамина Баттона". На этот раз Финчер положил в основу фильма реальный сюжет и реального человека - Марка Цукерберга, создателя первой в мире социальной сети Facebook. Став самым молодым в истории миллиардером, Цукерберг, тем не менее, заполучил вместе со славой множество проблем, как личных, так и с законом. Атмосфера правдоподобности в фильме создается за счет "погружения" в жизнь героев: история рассказана "изнутри", слово дается поочередно всем участникам, позволяя взглянуть на происходящее с разных сторон.Еще один мэтр мирового кинематографа, "засветившийся" на фестивале, - это Вернер Херцог со своим новым фильмом "Мой сын, мой сын, что ты наделал". Немецкий режиссер снимает теперь свои картины в Америке, а вместо Клауса Кински берет на главную роль тоже страшненького и тоже необыкновенно о�баятельного Уиллема Дефо. Фильм, как и следовало ожидать, о безумии - вечной теме картин Херцога. Актер, перепутав жизнь со сценой, убивает свою мать, разыгрывая вживую древнегреческую трагедию "Орестея". К дому, где актер заперся с оружием и двумя заложниками, приезжают полицейские-напарники, подруга актера и его режиссер. Постепенно полицейские, а вместе с ними и зрители, узнают историю жизни сошедшего в ума актера.Очень интересной находкой для многих киноманов стала картина "Наблюдение", а точнее, не сам фильм, а его автор - Дженнифер Чэмберс Линч. Да-да, это дочь культового режиссера Дэвида Линча. И хотя нельзя сказать, что она полностью идет по стопам отца в своем творчестве, но не увидеть некоторые сходства в картинах отца и дочери просто невозможно. Фильм получил награду на Нью-Йоркском фестивале фильмов ужаса, но ужасов как таковых тут не показывают. Скорее, это детектив, в какой-то момент на несколько минут превращающийся в триллер. В захолустный городок приезжают агенты ФБР для расследования ряда зверских убийств. После последнего преступления в живых осталось трое свидетелей - офицер местной полиции, девушка-наркоманка и восьмилетняя девочка. Удастся ли с помощью их показаний поймать преступников?Новый фильм Стивена Содерберга "Все в порядке", наряду с "Юным папарацци" и "The White Stripes под северным сиянием", составили документальную программу фестиваля. "Все в порядке" - картина о жизни знаменитого американского актера, драматурга, сценариста и поэта Сполдинга Грея. Фильм состоит из архивных съемок, интервью разных лет и записей представлений с участием Грея.Кроме того, были представлены фильмы широко известных в узком кругу режиссеров Клея Лайфорда ("Землянин") и Фрэнка Б. Росса ("Одри-катастрофа").От режиссеров перейдем к экранизациям.Смелая попытка экранизировать поэму Аллана Гинзберга "Вопль", предпринятая режиссерами-документалистами Робом Эпстайном и Джеффри Фридманом, в итоге превратилась в рассказ о жизни самого Аллана Гинзберга. Четыре линии, среди которых есть анимационная и псевдодокумен�тальная, идут параллельно, дополняя друг друга и раскрывая разные стороны одной личности. Тем, кто в теме, будет интересно узнать о жизни этого неординарного человека, ну а для тех, кому имя Аллана Гинзберга ничего не говорит, - это хороший повод о нем узнать.В экранизации автобиографического бестселлера Элизабет Гилберт "Ешь, молись, люби" главную роль сыграла Джулия Робертс - одна из самых красивых женщин Голливуда, можно даже сказать, ветеран, хотя выглядит она до сих пор прекрасно. Это фильм о поисках себя, о попытке женщины разобраться, кто она есть на самом деле и чего хочет от жизни. Одна из главных тем авторского кино подана легко, ярко, с юмором и с хэппи-эндом. Сподвигающий на "подвиги" фильм о самокопании.Ну, и какое кино без актеров!Помимо уже упоминавшихся Уиллема Дефо в "Мой сын, мой сын, что ты наделал", Джулии Робертс в "Ешь, молись, люби" и Билла Пуллмана в "Наблюдении", пятый Амфест приглашает посмотреть на других актеров, причем как "завсегдатаев" авторского кино, так и на вполне себе мейнстримовых.http://digest.subscribe.ru/kino/review/n389851025.html